ЗАО «Балашихинская Электросеть»

(498)662-94-94 (многоканальный)

 

О вступлении в силу Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г.

23 июня 2010
Уважаемые клиенты ЗАО «Балашихинская Электросеть» сообщаем Вам, что 27 ноября 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ “Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Указанный Закон создает правовые, экономические и организационные основы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации.
Принятый документ уточняет понятие энергосбережения, вводит определения энергосберегающих технологий и повышения энергетической эффективности, устанавливает отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также соответствующие меры в целях защиты прав и законных интересов граждан РФ путем создания условий для сохранения невозобновляемых природных ресурсов, а также охраны окружающей среды.
Под энергосбережением в соответствии с уже действующим законодательством понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг). Закон N 261-ФЗ предусматривает систему мер государственного регулирования в установленной сфере, базирующуюся на нормативном подходе к использованию энергетических ресурсов, технологическим процессам, определению энергоемкости устройств и помещений. Данный механизм создает экономические стимулы для энергосбережения. Наряду с этим предполагается применять протекционистские меры в отношении лиц, разрабатывающих и внедряющих энергосберегающие технологии и устройства, строящих помещения, потребности в энергообеспечении которых удовлетворяются за счет вторичных и возобновляемых энергетических ресурсов, альтернативных источников топлива.
В новом Законе достаточно четко разграничиваются полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что вообще отсутствовало в ранее действовавшем Законе. Закрепляются новые принципы правового регулирования в данной сфере.
 
Основные положения нового Закона об энергосбережении
 
Сфера действия Закона N 261-ФЗ. Действие Закона N 261-ФЗ распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов. Положения настоящего Закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, подаваемых, передаваемых, потребляемых с использованием систем централизованного снабжения. Таким образом, любая деятельность, так или иначе связанная с потреблением энергетических ресурсов, подпадает под действие данного Закона, то есть он затрагивает интересы как физических, так и юридических лиц.
Как будет осуществляться государственное регулирование в области энергосбережения? Органы государственной власти должны будут установить:
- требования к обороту товаров, которые потребляют энергетические ресурсы, исключить или ограничить оборот товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность;
- обязанность по учету используемых энергетических ресурсов;
- требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
- порядок проведения обязательного энергетического обследования;
- требования к энергетическому паспорту;
- обязанность проведения мероприятий по энергосбережению в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд;
- основы функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения;
- порядок исполнения обязанностей, предусмотренных Законом N 261-ФЗ.
Каждое из данных направлений подробно рассматриваются в Законе. При этом установлены даты, начиная с которых необходимо следовать тем или иным правилам.
Энергетическая эффективность товаров. Всем без исключения будет интересно знать, что, начиная с 1 января 2011 г. на бытовых энергопотребляющих устройствах должна быть, указана информация о классе энергоэффективности. А для компьютеров и организационной техники такое требование вводится с 1 января 2012 г.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 утверждены Перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, а также Перечень принципов  и правил определения класса энергетической эффективности товара.
С 1 января 2011 г. к обороту на территории РФ не будут допускаться электрические лампы накаливания мощностью 100 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока для освещения. Соответственно, с 1 января 2013 г. может быть введен запрет на лампы накаливания мощностью 75 ватт, а с 1 января 2014 г. - на лампы накаливания мощностью 25 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
Энергетическая эффективность зданий и сооружений. Уполномоченным федеральным органом должны быть установлены требования по энергоэффективности для зданий и сооружений в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. На данный момент такой документ не принят.
В составе требований энергетической эффективности зданий и сооружений должны быть определены требования, которым здание и сооружение должны соответствовать как при вводе в эксплуатацию, так и в процессе эксплуатации.Указаны лица, обеспечивающие выполнение таких требований (застройщик, собственник здания, строения, сооружения), а также сроки, в течение которых выполнение таких требований должно быть обеспечено.
Обеспечение приборами учета энергетических ресурсов Данному вопросу посвящена отдельная статья Закона N 261-ФЗ.  В соответствии со ст.13 обязательному учету используемых энергетических ресурсов с применением приборов учета подлежат производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы. Это требование распространяется на объекты, подключенные к централизованным электрическим сетям, системам теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения и иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Установлены конкретные сроки для установки приборов учета:
- до 1 января 2011 г. - органы государственной власти, органы местного самоуправления должны установить счетчики в зданиях, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона;
- до 1 января 2011 г. - собственники зданий и сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу Закона N 261-ФЗ;
- до 1 января 2012 г. - собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона N 261-ФЗ. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета. Аналогичные сроки установлены для дачных домов и садовых участков в части установки коллективных приборов учета ресурсов.
Энергетическое обследование. Под энергетическим обследованием в соответствии с новым Законом понимаются сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, показателях энергетической эффективности, выявление возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
Энергетическое обследование может проводиться в отношении:
- продукции;
- технологического процесса;
- юридического лица;
- индивидуального предпринимателя.
Результатом энергетического обследования является отчет, содержащий перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, то есть для конкретного объекта обследования. По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Требования к энергетическому паспорту  установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с Законом оно должно быть проведено в обязательном порядке. Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
- органов государственной власти, местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц;
- организаций с участием государства или муниципального образования;
- организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
- организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергиии;
- организаций, проводящих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Указанные лица обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 г., последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.
Энергосервисный договор (контракт). Закон N 261-ФЗ ввел новую разновидность договоров - энергосервисные договоры. Энергосервисным договором (контрактом) признается договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Предметом договора является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
Энергосервисный договор (контракт) должен содержать:
- условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);
- условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;
- иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством РФ.
Энергосервисный договор (контракт) может содержать:
- условие об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении энергосервисного договора (контракта) согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия;
- условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов;
- условие об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов;
- иные определенные соглашением сторон условия.
Информационное обеспечение. Статья. 6 Закона N 261-ФЗ посвящена вопросам информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно:
-посредством создания государственной информационной системы в области энергосбережения;
-опубликования органами государственной власти, органами местного самоуправления в средствах массовой информации региональных, муниципальных программ в области энергосбережения;
 -повышения энергетической эффективности, социальной рекламы по энергосбережению и посредством других средств массовой информации.
Государственная поддержка в области энергосбережения. Государственную поддержку в области энергосбережения планируется осуществлять по таким направлениям, как содействие в осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения, пропаганда использования энергосервисных договоров (контрактов), в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, и реализация программ стимулирования производства и продажи товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность. Кроме этого, предполагается государственная поддержка инвестиционной деятельности в области энергосбережения с применением мер стимулирующего характера, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения.
Государственный контроль соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также физическими лицами, осуществляется федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный контроль), органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный контроль), уполномоченными на осуществление такого государственного контроля, в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ.

Лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении, несут дисциплинарную, гражданскую, административную ответственность согласно законодательству РФ.

 
Все новости

ЗАО «ЭЛЭКС» Министерство энергетики ОАО «АТС» НП Совет рынка ФСТ РФ ТЭКМО Комитет по тарифам и ценам
© ЗАО «Балашихинская Электросеть», 2012
© Дизайн и разработка — Upriver, 2012